С ужесточением экологических норм и снижения вредных выбросов в атмосферу в последние десятилетия в конструкцию автомобилей было внедрено множество систем. Система продувки катализатора или на анл. яз. SAP (secondary air pump) является одним из ключевых нововведений. Принцип работы системы довольно прост – при запуске двигателя происходит активация электронного насоса, который подает воздух в клапана системы, расположенные на двигателе.
Благодаря нагнетанию дополнительного воздуха в первые минуты работы двигателя сокращается выброс вредных веществ в атмосферу. В этом и заключается принцип работы системы SAP. Конструкция и принцип работы SAP (системы продувки катализатора) на автомобилях концерна Toyota достаточно просты, но с пробегом свыше 100 000 км может потребоваться замена отдельных элементов. Электронный насос как показывает наш опыт выходит из строя реже, а вот клапана, которые подвергаются значительным перепадам температур, страдают намного чаще.
Во-первых, они расположены на двигателе, во - вторых работают с системой нейтрализации выхлопных газов – скапливается не только сажа, но и деформируется сам клапан, который изготовлен в виде тонких металлических пластин. При неисправности клапанов (нарушении герметичности) в системе впуска появляется «подсос воздуха, что негативно влияет на работу двигателя и расход топлива. Ухудшается динамика, на холостых оборотах двигатель начинает работать нестабильно. В таких случаях на приборной панели загорается индикатор «Check engine».
При использовании компьютерной диагностики может быть отображены следующие кода ошибок: P1441 ; P1442 ; P1444; P1444 ; P1445 ; P2440; P2446 ; P2447 ;
В нашем случае на автомобиле Lexus GX 460 при пробеге в 140 000 км потребовалось заменить нагнетательный насос – он сгорел и оба клапана.
Многие могут задаться вопросом целесообразности замены таких деталей или восстановительного ремонта. По просьбе клиентов мы несколько раз проводили ремонт клапанов, но к великому сожалению «овчинка выделки не стоила».
Через непродолжительное время неисправность возникала вновь и в конечном итоге клапана устанавливались новыми.
В сети интернет можно найти «эмуляторы работы SAP» системы, которые в простонародии именуются обманками. Ставить их или нет – решать только Вам. До новых встреч, друзья.